|| Миф. родоначальники
|| Славянская родословная
|| Предание Сварогова цикла
|| Из славянских мифов || Как и многие русские люди, в душах которых сплав крестьянской традиция и коммунистического воспитания породил современное многобожие, я должен бы, по совести, называться православным язычником. Православный по крещению и менталитету, язычник по старорусским корням и научному прошлому. Люблю мифы и предания о богах и героях. К сожалению, с детства нас окружала, в основном, иноземная мифология. Бытовала этакая гремучая смесь мифов - античных, библейских, революционных и прочих. По сути, и сейчас все то же. Разве что революционные мифы перешли в разряд анекдотов, а на освободившееся место хлынули мифы из-за бугра. В России часто господствует заемное, даже русофобское мировоззрение, - то евроцентристское с голштинским или иным каким акцентом, то коммунистически или демократически иудейское. Поэтому у нас столь редки исконные представления о судьбах мира, о способах упорядочения беспорядка, о добре и зле. В наше время славянская мифология была настоящей terra incognita. А ведь она, по определению, и должна составлять первооснову русской народной духовности. Попробуем взглянуть на нашу родословную издалека. Так сказать, с разбегу. |
Мифические родоначальники«Мы от рода русского…» Олег, великий князь Киевский, 911 г. Вероятно, мифическим родоначальником русичей был Дажьбог (или Даждьбог - буквально Дай-бог, т.е. "податель богатства"). Так или иначе, в "Слове о полку Игореве" русский народ дважды назван Дажьбожьими внуками. Согласно трудам академика Б.А.Рыбакова, до официального установления культа бога княжеской дружины Перуна верховным богом славян был Род, несколько напоминающий античного Зевса (Юпитера). Род - творец Вселенной, бог неба и дождя, вдувающий жизнь в людей. Кроме того, Род - бог домашнего очага, покровитель родовых отношений. Род связан с природой и родниками, с красным (рдеющим) цветом и с шаровой молнией, называвшейся "родиа". Имя Рода, кроме очевидных ассоциаций со словами "род", "рождение", сближают с санскритским корнем rud "быть красным", а также с именем Рудры - могучего бога грозы в древнеиндийской мифологии, более известного позднее под именем сияющего Шивы. Род как бы объединяет в себе всех прочих богов, и в этом смысле вера древних славян имеет общие корни с монотеистическими религиями. Вероятно, если бы речь шла только о духовной сущности верований, а не о политических и экономических притязаниях, то не было бы религиозных столкновений и войн. Видно, сходство основных мотивов славянской, древнегреческой и древнеиндийской мифологий является отголоском какого-то незапамятного единства или, по крайней мере, сходства человеческих воззрений, образа жизни, древних, но отнюдь не примитивных культур. |
Будьте сынами своих богов, и сила их пребудет на вас до конца!«Славянская родословная» (отрывки), http://boyan.narod.ruЛюбой здравомыслящий человек понимает, что судьба отказавшихся от покровительства своего Рода-племени неизбежно становится несчастной. Настанет время, и славяне снова узнают себя, вспомнят о СВОЕМ Роде-племени и прильнут к его животворным корням. Неизбежно их мировое объединение. Окончатся тогда их злоключения, и они, умудренные опытом познания Добра и Зла, обретут недостающие им Знания. Тогда, как Финист Ясный Сокол, возродится Россия-мать - хранительница Великой культуры славян. Пантеон славянских божествПервый род - Всевышняя Троица, которую славяне почитают своими ПРАЩУРАМИ. В соответствии с Ведической соразмерностью одновременного единства и различия, славяне ведали, что всё подчиняется Вседержителю Трибогу, называемому также Триглавом, Трояком, ставшему прообразом индийского Тримурти и Святой Троицы христиан, имеющему три ипостаси:
Второй род - ЩУРЫ, боги Высшей Божественной Троицы:
Третий род - ПРАДЕДЫ, боги Близшей Божественной Троицы:
Четвёртый, младший, род - младшие сварожичи, т.е. Всеобщие Триглавы, являющиеся ПРАРОДИТЕЛЯМИ славян: Сенич - Житнич - Венич, Зернич - Овсенич - Просич, Водич - Звездич - Громич, Стринич - Чурич - Семаргл - Огнебог и т.д. Это славяне, достигшие в посмертии совершенства. Они стали прообразом многих христианских святых, или, как их называли в народе, божичей. Пятый род составляют славянские НАРОДЫ, которые произошли от богов Старшего рода, Русы же являются Дажьбожьими внуками. Шестой род составляют Домашние /служебные/ божки. Старшим среди Домовиков является Хозяин Домовой, величиной с годовалого ребенка; он возглавляет Сенников, Банников, Овинников, Гумников, Горешников /обитателей "гореща" - чердака/, Птичьих, Клунных и Зерновиков /хранящих запасы зерна/. Подчиняются Хозяину и Садовник со своими помощниками: Яблонниками, Грушевниками, Вишенниками, Сливовниками, Ягодниками, Травниками, Вяшатами, Вяшками и Вешками /Вешки, величиной с пчелу, живут в стенах дома; а Вяшата, величиной с ладонь - в саду и огороде/. Подчинены Хозяину и Огородник со своей командой: Капустниками, Гороховиками, Огуречниками, Картошниками, Кукурузниками, Дынниками, Арбузниками, Цибульниками, Свекольниками и Укропниками. Все домовики - божки веселые, у них "душа дитячья". Зла они не помнят, и если человек даже обидит их, долго не сердятся. Особенно, если получили "страву" - жертву Домашним божкам. |
Предание Сварогова циклаАлександра Карачарова. "Славянские древности" (отрывки), www.tzone.narod.ruЭто предание о первом мире - мире Сварога и его детей, живших вместе на нашей планете Земля, называвшейся тогда Перстью. Сварог есть творец всего мира, а дети его - Сварожичи. Этот мир - первое творение Сварога. Мир, в котором мы живем сейчас, - второе творение Сварога, как и мы, живущие в нем люди. По этому преданию, первый мир был рай, или, как его называли славяне, Ирий или Ярий, то есть светлый, яркий, лучезарный мир, в котором жили Сварожичи. В те времена, гласит предание, весь мир пребывал в спокойствии и тишине. Сварожичи жили радостно и счастливо. А так как мир освещался всегда лазурным светом и ночи не было, то не было и тайн и секретов, а с ними не было и зла. Тогда на земле царила вечная весна, и природа была настолько богата, что Сварожичи не работали, как нынешние люди, чтобы пропитаться. Так продолжалось долгое время, пока Сварог-Творец не отлучился с Перси-Земли и не ушел творить звездные миры. За себя он оставил старшего Сварожича - Денницу, которому и поручил управлять Сварожичами и всем Лазурным миром. Тогда Деннице пришла мысль попробовать творить, как это делал сам Сварог. Денница сотворил людей, помощников себе, начал с ними править Лазурным миром. Но поскольку люди не обладали свойствами и знаниями Сварожичей, они начали делать ошибки, и от этих ошибок произошло в Лазурном мире первое зло. Против зла и действий Денницы восстали все Сварожичи, кроме тех, кто подчинялся Деннице непосредственно. Недовольства против Денницы породили столкновения, а столкновения разделили весь Лазурный мир на два воюющих лагеря: Денницу и его приверженцев - и верных заветам Сварога Сварожичей. Разгневанный борьбой, Денница решил захватить чертоги Сварога и уничтожить защищавших их Сварожичей, верных Сварогу. Началась война. Верные Сварогу Сварожичи - Перун, Велес, Огонь, Стрибог и Ладо - крепко держались в чертогах Сварога. Перун, сотрясая небеса, громом и молнией сбрасывал нападающих с Лазоревых небес, где стоял чертог Сварога. Вихрем - ураганом сбивал их Стрибог. Огонь жег - палил бунтующих, и те, обожженные падали на Персть. Велес и Ладо победными песнями поддерживали защитников, бросаясь в бой с врагами во все места, где враг одолевал защитников. И вот прибыл Сварог. Простер свою десницу, и все замерло. Взмахнул - и все бунтовщики, как горящие звезды, посыпались дождем с небес на разрушенную Персть. Горящей звездой сверкнул падающий Денница - и вместе со своими единомышленниками пробил землю, и земля поглотила в своей пучине бунтующих. Так погиб первый мир, первое творение Сварога. Так родилось зло. И поднял Сварог свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью. А поверх тверди сотворил новый Лазоревый мир и перенес туда Рай - Ирий и провел туда новую дорогу - Звездный путь, по которому течет Рая- река, чтобы этим путем достойные Рая - Ирия могли достичь его . И залил водою горящую Персть и из разрушенного , погибшего Лазоревого мира создал новый мир , новую природу , и назвал его Землею , что значит "пребывать в страдании". И повелел Сварог всем бунтовщикам искупить свой грех и забыть свое прошлое, рождаться людьми и в страданиях только совершенствоваться, чтобы достичь, что утеряли, и вернуться очищенными к Сварогу, в Рай - Ирий. По другому преданию, Сварог повелел Деннице стать светилом дня до окончания веков, чтобы освещать новый мир - Землю, оказывать людям помощь, согревать их сердца, чтоб через это тепло люди почувствовали правду - и в этом было искупление Денницы, породившего зло среди Сварожичей. Поэтому его стали величать Дажбог, ибо он давал тепло, траву для скота и хлеб для людей, и сами люди, памятуя, что они потомки первых людей, сотворенных Денницей, величали себя Дажбоговы внуки. Перуну и Стрибогу повелел Сварог быть защитниками земной правды и хранителями ее, защитниками людей и всего живущего. Перуну еще было поручено изливать семя - жизнь на Землю, а Стрибогу - гнать тучи по лесам, полям и лугам, чтобы из них изливалось семя - жизнь, а в знойные дни навевать прохладу природе и уставшим людям. В дни же несчастий и горя нестись бураном, ураганом, чтобы напоминать людям, что их удел жить в правде, а не во зле. Мудрому Велесу, или Влесу, - учить знаниям людей, учить порядку в жизни, труду, счету и письму, слагать песни и былины. |
Из славянских мифовМария Семенова. "Поединок Со Змеем" (отрывки)ДоляЗвезды, братья-Месяцы и сама Рожаница Лада дают каждому человеку Долю или Встречу, как ее еще называют, маленькое Божество, которое следует за хозяином до могилы, трудится и хлопочет, помогает ему. Доли у всех разные, смотря по тому, какая звезда верховодила на небосклоне. И до сих пор случается один человек всю жизнь палец о палец не стукнет, гуляет себе, на бел свет зевает, и все равно: что людям тын да помеха, ему смех да потеха, вечно у него по два сома в одной верше, по два гриба в ложке. А иной до рассвета уже в трудах и поту, на вешней пахоте шапка с головы свалится - не оторвется поднять, а все - корка на корке, ни пышки, ни мякиша. Это оттого, что у одного Доля умница да работница, у другого лежебока-лентяйка... Много тех, кто, отчаявшись, живет как придется и больше не пробует что-нибудь изменить. Но еще больше иных, не скоро сдающихся, кто однажды поймал свою нерадивую Долю за шиворот и запер в погреб, чтобы не мешала. А то, оттрепав за уши, вразумил косорукую тонко прясть и мелко молоть, заставил лежебоку вскакивать до свету и не жалеть плеч! ЧурИбо мертвых тяготят горе и слезы живых, мертвые любят, чтобы над могилами веселились, пили и ели. На поминальных пирах всегда кладут ложки вверх чашечками, чтобы души прапрадедов, незримо собравшиеся за стол, отведали вкусную снедь. Вот откуда поныне обычай ставить возле могил еду, хмельное питье. А прибаутки и смех - это ли не победа над болью и страхом, это ли не жизнь, не продолжение жизни? А не затем ли жили пращуры и что-то доброе делали на зеленой Земле, чтобы продолжиться, как зернышко в пашне, стеблями и колосьями, ветвями и могучими стволами нового поколения? Умершим скучно без живых, живым пусто и сиротливо без мертвых. Не помнящему дедов-прадедов некого кликнуть в тяжкий миг на подмогу, он одинок. Зато к памятливому тотчас слетят, ободрят, утешат, посоветуют, предрекут судьбу. Ушедших прародителей рекут еще Чурами или Щурами, и вот почему дети до сего дня восклицают в игре: - Чур меня! И сами не ведают часто, что это значит: - Оборони меня, предок! Древесная душаДобрый конь не подвел кузнеца: миновали опушку, и он свернул с тропки на снежную целину и потерся мордой о ствол высокой, ладной сосны. Кий снял с головы шапку и поклонился в самую землю: - Не сердись, деревце! Не по прихоти тебя подрубаю, нужда жестокая повелела. Вот, прими угощение да позволь взять твой ствол для нового дома. Я твоих детей, зеленую поросль, не мял, не топтал, послужи и ты моим: защити от вьюги и холода, когда народятся... Сказав, положил в сторонке на снег ломоть свежего хлеба, густо намазанного маслом. Выбежала древесная душа из ствола, уселась полакомиться. А Кий вынул топорик и уронил сосну, уложил честно наземь. Взвалил на сани. Отдал коню другую половину моленого хлеба, потрепал по сильной шее, двинулся дальше. ДомовойЗовут еще Домового - дедушка-суседушка. Обликом он чаще всего схож с самим хозяином дома, только мал ростом и весь в шерсти. Он родич Дворовому, Овиннику, Баннику, но добрее их всех, ведь он к Людям всех ближе, в самом жилом месте живет, под печкой в избе. Овинник из овина - тоже свой, но все же подальше. А Банник и вовсе диким бывает, ведь баня ставится чаще всего за пределом двора, где-нибудь на бережку. Еще шаг, и вода с ее Водяным, поле с его Полевиком, лес с его Лешим - совсем не обжитые, чужие места! НоворожденныеСына повили на рукояти отцовского молота, дочку - на веретене, чтобы росли не бездельниками. Спеленали сынка отцовской рубахой, доченьку - материнской. Обоих Кий торжественно показал изваяниям Богов, глядевшим из святого угла, печному Огню, показал растущему Месяцу, приложил к очищенной от снега Земле. Потом снес к реке и обрызгал водою из полыньи - все это затем, чтобы причастить их Вселенной, чтобы добрые очи увидели новых Людей, признали новые души. ПобратимДвое Киевичей стояли на коленях опричь: - Господине наш... Перуне Сварожич... - Господине и побратим мой, - стащил шапку кузнец. Бог Грозы обратил к нему изувеченное лицо, усмехнулся знакомой усмешкой, только медленно, очень медленно. РассветИ вот опять приходит весна, и дни делаются длиннее ночей, и чучело злобной Мораны под веселые прибаутки скоморохов сжигают на масленичных кострах, повергают в быструю реку. И наконец наступает великий праздник Самого Долгого Дня, когда Мать Лада сменяет Лелю в земных заботах, а Солнце заново правит свадьбу с верной подругой и умывается, готовя себя для любимой. Вот почему этот праздник еще называют Купальским. Так доныне сменяются в году времена. Гремят Перуновы грозы, сияет золотом многоплодная осень, распевает метельные песни зима. Только теперешние зимы очень мало похожи на ту, великую, что едва не выморила Людей. Стоит появиться в Небе Даждьбогу, и пышные шубы сугробов переливаются на все лады, отделанные серебром и зернами хрусталя. Красива зима и приносит с собой не только печаль. Говорят, с наступлением Нового Года, когда Солнце поворачивает на лето, все грехи прощаются Людям, уходят вместе с минувшим годом, вместе со старым Огнем. И если когда-нибудь Люди оставят злобу и жадность, заткнут уши перед нашептываниями темных Богов и их посланцев - зима не наступит, а Чернобог и Морана навек перестанут скрестись в Железных Горах, в заклепанной крысиной норе. Наверное, Солнце тогда станет ярче, а Перун снимет с секиры и выбросит стальное лезвие, способное убивать: больше не пригодится! ...А что же Кий со своею доброй кузнечихой? Он не просил для себя никаких наград у Бога Грозы, не просил и жизни подольше, но до сих пор никто не слыхал, чтобы он умер. Наверное, так и живет на священной Русской Земле, кует своим молотом что-нибудь Людям на славу и на добро. У такого, как он, всегда найдутся дела, такому даже и бессмертие не наскучит. |