| Три кита видеоинформатики | Видение и видение | Видеопедагогика | Продвинутые деды, соединяйтесь! | Мастер-студии как основа малого бизнеса | Земский проект на новый лад | Не судьба | Тиражирование проекта | Синтез западных технологий и русской идеи | Блеск и нищета информатизации | Семейная информатика по-русски | Возродим союз поколений | В День семьи — о семейной видеоинформатикеУважаемые коллеги! В XX веке русский народ дважды пережил распад Державы - семьи народов. Кровавые потрясения революций и перестроек, бешеная смена ценностей и идеалов привели к прогрессирующему неблагополучию русской семьи, к энтропийному размыванию родовых и родственных отношений до элементарного уровня малосемейки. К сожалению, в День семьи дело ограничивается развлекательными мероприятиями да раздачей крох с барского стола. При всенародной нищете и обездоленности и за это спасибо. Но где же государственные и благотворительные программы развития семейного дела в России? Где достойные приложения семейного труда как альтернатива распродажи ресурсов, спекуляции заморскими товарами, прислуживания иноземцам, стяжательства и воровства? Где концепции семейного хозяйствования не на убогом клочке земли, а на ниве современных технологий? Мало кто знает, что две таких концепции получили международное признание еще десятилетие назад, но их реализация была успешно саботирована реформаторами. Речь идет о видеопедагогике (1994) и о системе видеокомпьютерных мини-студий (1995). |
Три кита видеоинформатикиТермины «видеокомпьютерные технологии», «видеокомпьютинг», «видеоинформатика», «видеопедагогика» были введены автором еще в 1980-х годах. Но до сих пор они малоизвестны и понимаемы превратно. На первый, обыденный взгляд, все эти термины относятся только к системам передачи изображений, — подобно видеосигналу, видеомагнитофону, видеозаписи и другим понятиям с латинским video (смотрю, вижу). Но приглядитесь внимательнее: в последние десятилетия video, вырвавшись из областей телевизионной и вычислительной техники, стремительно захватывает социальную сферу. Видеокультура, видеосалоны, видеопрокат, видеоклипы заняты интенсивной обработкой индивидуального и общественного сознания. Актуальным стал глубинный мотив видеоинформатики, проистекающий из русских слов-близнецов: видение (способность воспринимать окружающее и осмысливать картину Мира) и видение (нечто, возникшее в сознании или в параллельном мире, — не только привидение или призрак, но любое виртуальное творение). Таким образом, видеоинформатика стоит на трех КИТах. Первый КИТ виден и невооруженным глазом: это — видеокомпьютерная техника, активные информационные и телекоммуникационные технологии. Интерактивные (диалоговые) системы компьютерной графики в сочетании с системами моделирования и отделки изображения дают возможность с фотографической точностью создавать видеообразы и проделывать с ними головокружительные манипуляции. Вероятно, в будущем информация станет не только визуальной, но и ощутимой, усваиваемой всем разнообразием чувств. Второй КИТ — выработка мировоззрения как образа Мира — требует более пристального внимания. Мир прекрасен, но хрупок. Жизнь общества потребления похожа на пир во время чумы. Земле угрожают ядерная и экологическая катастрофы, оскудение и исчерпание природных ресурсов, вырождение биосферы и самого человека. Полагают, что ресурсов хватит только на «золотой миллиард». Одни беззастенчиво рвутся в этот миллиард, другие бездумно прожигают жизнь, третьи ищут вечного спасения. Реалисты заняты заботами о хлебе насущном, благо о пище духовной позаботились христианство, коммунизм, глобализм и другие заемные идеологии. Утописты жаждут Гармонии с Природой, свойственной исконным и самовозрождаемым верованиям русского народа — индоевропейскому ведизму, славянскому язычеству, дохристианскому православию, русскому космизму…. А как вы представляете картину будущего? Третий КИТ вовсе в тумане фантастической и виртуальной (дословно: возможной) реальности. Дело ведь не только в психике (привидения, мистические образы, галлюцинации и др.) или в технике (объемные лазерные голограммы, тактильные средства и т.д.), но и в том состоянии духа, которому В.А.Жуковского посвятил прекрасные строки: «Бывали дни восторженных видений…» |
Видение и видениеВидеоинформатика (в том смысле, который мы в нее вложили еще в 1980-х годах) — это прогнозируемый синтез интуитивных, интеллектуальных и информационных технологий, формирующих информационную культуру человека и общества. Еще раз подчеркнем: здесь и далее "видео" означает не столько видеотехнику, сколько слова-близнецы — в'идение (мировоззрение) и вид'ение (виртуальная, иная реальность). Способность видения есть причина и продукт мировоззрения, тогда как видения связаны с сотворением миров и образов. Это различие обусловлено функциональной асимметрией головного мозга человека. Как известно, левое полушарие управляет абстрактным мышлением, а правое — образным мышлением. Функциями левого полушария служат сознание, контроль, речь, а правого — подсознание, интуиция, творчество. В технической цивилизации первенствует левое полушарие. А вот для человеческого восприятия наиболее естественна невербальная форма общения, посредством языков взгляда, образа, цвета, линии, позы, ритма, мимики, жеста. Коль скоро работу видеокомпьютерной техники режиссируют как индивидуальное, так и общественное сознание, видеоинформатика — не столько техническое, сколько гуманитарное и социальное направление. В этом смысле, дуальность видеоинформатики подобна дуальности зрения. Как известно, зрительное восприятие есть итог работы и глаза, и мозга. Глаз как оптическая система создает двумерное изображение на сетчатке, сетчатка передает сигналы в мозг и тот как аналитический прибор строит трехмерный образ. Причем зримый, внутренний образ не является зеркально-точным отражением реального, внешнего предмета, но скорректирован (особенно сильно — для близких предметов) в связи с биологическими требованиями, порожденными борьбой за существование. Нечто похожее происходит и с видением. Мировоззрение — это опять же двухэтапное отображение. Поэтому каждому человеку для формирования мировоззрения необходим Наставник, в той или иной мере владеющий видеопедагогикой. |
ВидеопедагогикаК видеопедагогике в широком смысле следует отнести не только методы наглядного образования, но и всевозможные визуальные, образные воздействия на человека и на общество в целях подготовки их к заданной деятельности. Таким образом, видеоинформация социальных событий, культурных зрелищ, идеологического и психологического тренинга, рекламы, прессы, телевидения и т.п. — тоже область видеопедагогики. Посмотрите, например, на малышей, мыслящих слоганами рекламы, или на подростков, “умственная мускулатура” которых слабеет в неумеренном увлечении аркадными играми, — и вы согласитесь с этим утверждением. Не следует обольщаться. Видеопедагогика ныне развивается в прямо противоположных направлениях. В малой степени, — во благо, для воспитания ноосферного мышления. В большей степени, — во зло, для воспитания биороботов. Всё зависит от того, в чьих руках находятся программно-технические средства прельщения, и от внутренней ориентации пользователя на азартные развлечения либо на культурные ценности. Видеопедагогика, подобно нейролингвистическому программированию, — обоюдоострое оружие. К нему нельзя относиться легкомысленно. Это хорошо понимают лукавые СМИ, но, к сожалению, плохо понимают зомбируемые ими люди. Будьте внимательны и осторожны! Информационная индустрия, шоу-бизнес и политтехнологи разрабатывают все более изощренные средства психоэнергетического воздействия на человека. Примеры деструктивной видеопедагогики у всех на виду. Ей следует противопоставить столь же привлекательную, но позитивную видеопедагогику — познавательную и творческую альтернативу развлекательным видеофильмам и видеоиграм. В идеале, видеопедагогика должна создать благоприятные условия для гармоничной работы полушарий, подключить к левополушарному рационализму правополушарные механизмы творческого, интуитивного, образного мышления. Мозг каждого человека развит несимметрично не только по наследству, но и по жизни. Например, скука риторичных уроков порождает скудость воображения и прогрессирующую небрежность выполнения заданий. Напротив, образное представление знаний способно ускорить их усвоение и стимулировать продуктивное творческое мышление. В этом, на наш взгляд, состоит современная интерпретация концепции Царскосельского лицея. |
Продвинутые деды, соединяйтесь!Позитивная видеопедагогика — это синтез отечественных традиций развития эвристического мышления и зарубежных видеокомпьютерных технологий. Позитивная видеопедагогика — это активные информационные технологии в отличие от пассивных телепередач и интерактивных “обучалок”. «Все, что вызывают переход из небытия в бытие, — творчество». (Платон) Служителями позитивной видеопедагогики должны стать Наставники, — в отличие от нынешних Учителей, служителей дедуктивной педагогики. Не будучи аристократами, мы можем лишь смутно догадываться о роли Наставника в овладении высотами культуры и искусства. Вспомните Ментора — наставника Телемаха, сына Одиссея. Вспомните Василия Андреевича Жуковского, наставника великого князя Александра Николаевича... Более или менее понятна роль Духовного Наставника. Тренеров, подготовивших чемпионов, теперь тоже называют наставниками. Они на слуху. А кого будут называть Наставником в информационную эпоху? Учителя информатики? Программиста, сервис-инженера, продвинутого юзера? Гувернера? Отнюдь!… Положим, вы купили два хороших инструмента — пианино и компьютер. Вместе с ними в ваш дом неминуемо войдут специалисты трёх типов. Во-первых, для периодического обслуживания инструментов потребуются Настройщик пианино и Настройщик компьютера. Правда, последняя профессия ещe не выкристаллизовалась. Поэтому каждый волен мнить себя профессионалом. Во-вторых, вам нужны Учителя для обучения, соответственно, музыкальной или компьютерной грамоте. Что касается учителя музыки, тут всe ясно. А вот учителями компьютерной грамоты частенько выступают родственники и сверстники. Наконец, вам необходим Наставник. Еще лучше — Семейный Наставник. По крайней мере, Интернет-наставник. Его роль не сводится ни к обслуживанию инструмента, ни к передаче знаний. Но если вы решили всерьез овладеть музыкальной либо информационной культурой, вам без мудрого и опытного Наставника не обойтись. В идеале, Семейный Наставник, как и глава рода или крестный отец, — это организатор семейного дела и семейного воспитания в стиле «суровой элитарности». Приобщение детей и взрослых к видеокомпьютерным и сетевым ресурсам сейчас носит стихийный характер, с преимущественной ориентацией на развлечения. В конце концов, всеобщий балдеж выводит общество за рамки здоровой стабильности. В этих небезопасных условиях было бы весьма уместно возродить институт Старейшин, Наставников, Дедов. Ибо «все законы созданы стариками и мужчинами. Молодежь и женщины ищут исключений, старики - правил» (И. Гете). Дорогие бабушки и дедушки! Наш долг — не дать нашим внукам погрязнуть в информационной наркоте. Овладевайте современными информационными средствами. Они не сложнее радио и телевизора. Зато помогают наладить взаимопонимание поколений в процессе разработки родословной, домашней газеты, фамильной летописи и прочей продукции семейной информатики. Это сейчас молодежь идеологически и экономически натравливают на стариков. Причины понятны: власти и олигархи хотят, чтобы крах идей социальной справедливости стал необратимым. А в информационном обществе, как и в любом нормальном обществе, Наставник должен стать основной, всеми уважаемой фигурой. Иначе и самого общества не будет. |
Мастер-студии как основа малого бизнесаРабочее место Наставника (или, если угодно, Мастера) назовем мини-студией, Мастер-студией или просто мастерской. В отличие от богемных арт-студий, новомодных аудио-студий и web-студий, мы пытаемся вернуть термину "студия" исконный, академический смысл "учение" (от лат. studio, как и "студент"). Хотя, возможно, в дальнейшем Мастер-студии будут именоваться как-нибудь иначе. По идее, Мастер-студия предназначена, в первую очередь, для ученья, дела и творчества. В отличие от стандартных школ и университетов, здесь предполагается Обучение в Деле, Learning by Doing. Стиль — передача информационной культуры от Мастера к Подмастерью. Как в средневековой или дореволюционной мастерской, как в мастерской скрипичного мастера или скульптора, только инструменты другие. Многовековой опыт доказывает, что наибольший эффект обучения достигается при непосредственной передаче знаний и опыта от Мастера к Подмастерью. Ибо «величайшая цель образования — это не знания, а действия» (Герберт Спенсер). Естественно, Мастер-студии могут быть любой специализации, не только видеокомпьютерные (просто они нам более знакомы). Сегодня это могла бы быть бытовая и/или техническая работа (например, кулинария или автомастерская), воспитание (домашний детсад, развивающий проект) или синтез того и другого с информационной работой (например, домашнее Интернет-кафе, оздоровительные компьютеры-тренажеры, небольшой телекоммуникационный центр с гостиницей и пансионом). Все зависит от способностей членов семьи и, главное, от условий безопасности бизнеса. XXI-ый век — век семейных, муниципальных и корпоративных Мастер-студий На пороге XXI-го века резко сменилась парадигма компьютеризации: приоритет переместился от программирования и вычислений к визуальному конструированию профессиональной и бытовой информации во всех областях человеческой деятельности. Работа с видеокомпьютерной техникой дома и в пути становится заурядным явлением. Ширится круг людей, владеющих информационными и управленческими технологиям, имеющих доступ к современным знаниям, ранее доступным только для избранных. Следом грядет новая парадигма образования. Можно ожидать, что в информационном веке семейные, муниципальные и корпоративные студии-мастерские станут основой системы образования. Тогда как традиционная система массовых школ и университетов, созданная индустриальной эпохой, превратится в дополнительную систему образования, поскольку она имеет опыт массового обучения, но не стимулирует индивидуального развития и творчества. Более того, Мастер-студии могут (даже при дурной экономике) и должны (в информационной перспективе) создаваться во всевозможных сферах. Не только дома и в школе, но и в коммерции, здравоохранении, в спорте, туризме и т.д. Выставки, больницы, тренажерные залы, молодежные тусовки без вредных привычек, светские салоны, депутатские приемные, офисы, коттеджи, магазины и многое, многое другое — всюду есть место и необходимость мини-студий (в том числе, видеокомпьютерных). При разумной государственной политике система всевозможных Мастер-студий могла бы принести огромный социально-экономический эффект за счет занятости и взаимодействия старшего и младшего поколений. Естественно, господствующие структуры препятствуют созданию Мастер-студий, и первопроходцы испытали это на собственной шкуре. Надо быть готовыми к тому, что препятствия будут все более ожесточенными. Но мы верим, что общие законы инфодинамики и естественная тяга людей к самореализации неминуемо приведут к широкому распространению Мастер-студий. |
Земский проект на новый ладВ 1962 году я уехал из Ленинграда в Новосибирский Академгородок; в 1972 стал одним из основателей системы координации академической науки и оборонной промышленности; в 1987 лишился работы. Пришлось переключиться на преподавание и вернуться в Ленинград. Разработал концепции видеоинформатики и видеопедагогики. Создал Семейную студию "ВидеоКОТ" (ВидеоКомпьютерное Обучение и Творчество), затем — Интернет-общество взаимопомощи инвалидов. В 1990-1995 годах студия предложила администрации Ленинграда-Петербурга и ряду организаций серию инновационных проектов в информационной, гостиничной и инвалидной сферах. В частности, мы взяли земский проект двухэтажной квартиры-мастерской в центре Петербурга и модернизировали его как прототип рабочего жилья XXI века. Представьте: наверху расположены комнаты Мастера, его семьи и приезжих коллег; внизу — мастерская (в нашем случае, видеокомпьютерная мастер-студия). Чтобы заработать на жизнь, предполагается многопрофильное использование мастерской как учебно-оздоровительного центра, сувенирной лавки, базы Интернет-магазина. Совмещение жилья и интеллектуальной работы актуально, в первую очередь, для людей, у которых физические ограничения компенсированы умом и волей. Многие из них бедствуют — пострадавшие в чернобыльской и последующих катастрофах, раненые воины, семьи с детьми-инвалидами и др. Будучи и сами инвалидами военного детства, мы стремились помочь одаренным инвалидам и, тем самым, начать "цепную реакцию" выхода инвалидного сообщества из нищеты и бесправия. Как правило, в сознании обывателя инвалид представляется неполноценным, но отнюдь не одарённым. В крайнем случае, допускаются успехи инвалида в специальном спорте или в культуре, но никак не в политике, экономике, науке, духовной жизни, общественной деятельности. За рубежом опорники достигают выдающихся успехов именно в этих, ключевых областях — например, астрофизик Стивен Хоукинг, физик Эдвард Теллер и др. Более того, президент Франклин Рузвельт на коляске с успехом вывел США и из Великого кризиса, и из Мировой войны. Нам бы такого президента! Отечественных примеров такого же ранга, к сожалению, нет. Да и то сказать: и раньше-то инвалидам было не пробиться (знаю по собственному опыту работы в академической, отраслевой и в вузовской физике), а в период безработицы и вовсе трудно, когда и здоровые-то не у дел. И всё же: нужно создавать положительные примеры, ибо они вселяют надежду и лечат душу. В редкой школе вы найдёте таких самородков, как в клиниках детской хирургии, ортопедии, протезирования. Бог и природа наделили их глубоким умом и творческим мышлением, но ограничили подвижность. Они практически не загружены, если не считать необременительных занятий по школьной программе, ориентированной на усреднённого ученика. Лишённые напряжённого умственного труда, они тупеют. А ведь у них есть в избытке и время, и способности для получения дополнительного образования, открывающего им доступ к престижным профессиям, материальному достатку и достойному положению в обществе. Но большинству умниц-инвалидов недоступно элитарное образование из-за дороговизны, транспортных проблем, медико-педагогической межведомственности. Зачастую эти ребята обладают повышенной мотивацией к познанию и самоутверждению, работоспособностью и ответственностью, выгодно отличаясь от большинства физически здоровых сверстников. Они — интеллектуальный резерв России, но России они как не были нужны, так не нужны и сейчас. Общество уже уготовало им роль аутсайдеров. |
Не судьбаВообще, триединство важнейших объектов — жилья (квартира или коттедж), информационной работы (видеокомпьютерная студия, домашний офис, домашняя школа) и социально-технических услуг (например, автомастерская или домашняя гостиница) — возможно только на семейной, родовой основе. Действительно, централизация уже сказалась губительно на уровне сервиса, образования, туризма и проч. Нужна частная инициатива. Нужна более прочная, семейная основа предпринимательства, пока и она не рухнула. Чтобы возродиться и окрепнуть, Русское государство должно принять твердые меры правовой и экономической защиты русской семьи, иначе русскую землю вовсе оккупируют иноземцы. Однако, такой защиты и не было, и нет. В 1994-1995 годах семейная студия «ВидеоКОТ» получила два гранта Международного фонда "Культурная инициатива": стартовый капитал $10,000 и оборудование — компьютеры и офисную технику. Не доставало лишь помещения: студия вместе с нами ютилась в коммунальной квартире. Академик Б.В.Раушенбах, председатель правления Фонда, обратился к А.А.Собчаку с ходатайством продать нам на средства гранта хотя бы небольшую квартирку для жилья-работы по балансовой, а не по спекулятивной цене. Однако, чиновники Собчака-Яковлева загубили дело, заболтали его в нелепых отписках. Например, 31.03.97 из канцелярии губернатора за подписью Л.Христенко пришел очередной ответ: «Сообщаем Вам, что в соответствии с распоряжением мэра от 11.11.93 № 903-р запрещено использование жилой площади под нежилые цели, в связи с чем ваша просьба о предоставлении квартиры, часть которой могла бы быть вами использована под мастер-студию, не может быть удовлетворена». Будто мы собирались работать на долбежном станке, а не на компьютере. Будто речь шла не о кладовке, в которой мы по бедности хотели разместить видеокомпьютерное оборудование, выделенное будущей выездной студии для работы с одаренными инвалидами. (Такая студия не создана до сих пор!) То ли наши чиновники придурковаты, то ли дурачат нас. А вот "своим людям" как не порадеть? Например, в прессу просочились сведения о том, что В.В.Черкесову в 1995 году мэр продал квартиру на Невском проспекте площадью 253 кв.м. по балансовой стоимости и в рассрочку. Проект распоряжения мэра готовил В.В.Путин. Если это правда, то что такое коррупция? Бюрократические отписки тянулись до кириенковского дефолта, разорившего студию. Более того, нас стали терроризировать хулиганы-милиционеры при попустительстве зам. главы Адмиралтейской администрации А.В.Ревкова. Пришлось в 2000 году переселиться из Санкт-Петербурга во Всеволожск. Так и не удалось нам прорвать чиновно-криминальную блокаду видеопедагогики. |
Тиражирование проектаМы-то выжили и даже закалились. Накоплен уникальный опыт видеоинформатики и семейного видеокомпьютинга для обучения и работы, инновационного проектирования и творчества, социализации и оздоровления, общения и развлечений. В меру наших скромных сил и пенсионных средств, этот опыт отражен в эксклюзивных (для Попечителей и Подмастерьев) и в общедоступных сайтах серии «Из Чайников — в Самовары! From Dummies to Samovars!». Ежемесячно несколько тысяч человек посещают самые "проходные" сайты:
Да и то сказать: если вы с детьми или внуками блуждаете по Сети и не хотите вляпаться в порнуху или в иную грязь, то неминуемо выберете «Родные места», «Попутинки», «Семь подсказок для тысячи сказок», «О войне», «Домашняя школа», «Род», «Здоровье», «Гости» и т.д. Учитесь «самоварить» = готовить контент = создавать содержательное содержимое Сети.
Благодаря видеоинформатике, родственные нам семьи обретают информационную самостоятельность, а не просто компьютерную и телекоммуникационную грамотность. Причем не только в России, но также в Белоруссии и на Украине, в Дании и в Израиле. Летом 1998 года род Никитиных собрался в рязанской деревне Демушкино, в заброшенной, но еще крепкой усадьбе с садом, хлевом, амбаром. В чулане, где некогда валял валенки Иван Филиппович Дунин, прежний хозяин дома, мастеровитый мужик (Царство ему небесное!), мы установили крутой компьютер. На нем день и ночь не только играли, но и работали. В промежутках между стройкой, сбором яблок, земледелием, купаньем на Мокше, застольями, видеосъемкой и другими прелестями активного отдыха в деревне, хозяева и гости, от мала до велика, создавали свой первый сайт. Из амбара сделали собственный музей старинной утвари, найдя сундук, горшки, прялку и прочее. Мечталось создать родовое поместье, чередовать крестьянский труд с информационной работой. "Землю попашем, попишем стихи". Но тут грянул августовский кризис, и все пошло под откос… В Японии, где сильны традиции семейного уклада фирм, давно уже создают нечто похожее на семейные студии для сотрудников фирм, их наследников и родственников. В процессе совместных поездок, общения, непринужденного исследования конъюнктуры и новых сегментов рынка воспитывается корпоративная культура. Свежие идеи толковых наследников и их сверстников внедряются в дело, "живые картинки" видеокомпьютерного творчества — в рекламу. Огромную пользу приносит практика личностного и профессионального общения поколений, выработка уверенности и имиджа в ходе телекоммуникаций и стажировок. Наследники как бы сами готовят себе будущие рабочие места под руководством педагогических менеджеров. Возможно, и наши бизнесмены когда-нибудь до этого додумаются. |
Синтез западных технологий и русской идеиПроект системы видеокомпьютерных мини-студий — это, по сути дела, земский проект кустарных мастерских, но на современный лад. Однако, сейчас его некому поддержать. Местное самоуправление, скатываясь к самодурству, так и не состоялось как наследник земства. Тут необходим межведомственный подход, но он чужд бюрократии. Олигархи и прочие сливки общества ориентированы, в основном, на Запад. Им явно не по вкусу идея использовать западные технологии для процветания русской семьи. А ограбленный народ безмолвствует. Понятно, почему эксперты Фонда Сороса в 1995 году щедро поддержали (по сути, купили) наш проект системы видеокомпьютерных мини-студий. Они принялись создавать технически (но не идейно!) похожую систему в школах и библиотеках России, — и эта система стала работать на идею открытого общества. Понятно также, почему чиновники Собчака-Яковлева либо громили, либо уворовывали наш проект в 1992-1999 годах. Недосуг им было разбираться с какой-то инвалидной студией. Одни вымогали взятку, другие приспосабливали проект лично для себя, а иные уже собирали чемоданы в Москву. Впрочем, многие русские люди, патриоты, коммунисты, православные, ветераны, тоже отнеслись и относятся к нашему проекту недружелюбно. Большинство из них огульно отвергает все, что связано с компьютерами и, тем более, с Соросом (кстати сказать, справедливо назвавшим нынешний строй «грабительским капитализмом»!) Видно, запамятовали простую истину: нет худа без добра. Думаю, надо использовать любые крупицы добра, лишь бы не сдать молодёжь, не бросить наших детей и внуков безоружными в новой, информационной войне. Память об отце, погибшем у Синявинской высоты, побуждает меня не отступать с информационного болота, вгрызаться в Интернет-высоту, готовить прорыв антирусской, антиславянской блокады. Но пока мы в окружении, и приходится прорываться разрозненными группами. С сожалением приходится признать, что гибель лучших русских людей, а также христианское, затем коммунистическое, затем реформаторское воспитание подкосили национальное самосознание и, следовательно, устойчивость русского народа. Многие семьи сейчас обеспокоены деформацией культурных и нравственных ценностей молодежи, чрезмерно увлеченной поп-артом, компьютерными играми и развлекательными видеофильмами. Однако, разумная социальная политика, защищающая устои общества, ныне отсутствует. Отсутствует и разумная налоговая политика, призванная сбалансировать коммерческие интересы шоу-бизнеса и видеокомпьютерной индустрии, с одной стороны, и гуманистические интересы каждой нормальной семьи, с другой. Поэтому спасение утопающих — дело рук самих утопающих, дело их родителей и наставников. Спастись же можно лишь совместными усилиями, преодолев апатию и вялость, суету и безволие. Будем надеяться на то, что спасшиеся из дерьмократической трясины станут, как в сказке, закаленными борцами за свои человеческие, семейные, национальные интересы и сделают жизнь достойной. |
Блеск и нищета информатизацииВакханалия поп-музыки, возбуждающий ритм дискотек, фильмы ужасов, сцены сексуального насилия, агрессивные игры, уродливые мультики, бесстыдные телепередачи действуют на детей и подростков мощными встрясками, сливающимися в разрушительный резонанс. Видеокомпьютерная индустрия во всем мире переживает сейчас неразумную пору детства. Ее развлекательные направления чрезмерны и зачастую развратны. Они сдерживают реализацию разумных возможностей и человечества, и самой видеоинформатики. В России положение осложняется тем, что это детство к тому же нищее и голодное. Общесемейная тематика весьма актуальна, но слабо представлена в Рунете, заражённом вирусами порока. Здесь, как и во всей России, много мусора. Его было бы значительно меньше, если бы не предательское бездействие властей. И Бог бы с ними. Но за державу обидно! Именно в соборной России, в отличие от индивидуалистического Запада, Мастер-студии могли бы стать не только мастерскими высоких технологий, но и как бы часовнями духовной и информационной культуры. Увы, России не хватает народной воли, мудрых руководителей и рачительных хозяев. Глобализм прельщает элиты миссией глобального управления миром, а обывателя — вседозволенностью, безродностью, непричастностью к делам своего Отечества. И все же, XXI-ый век обещает стать веком семейных, муниципальных и корпоративных мини-студий. Действительно, при переходе от индустриального к информационному обществу появление видеокомпьютерных мастерских просто неминуемо. Другое дело, будут ли они служить во зло или во благо. Ведь диапазон видеокомпьютерной деятельности может быть весьма широк — от индустрии пиратства и балдежа компьютерных игр, что мы сейчас видим чаще всего, до вдумчивого познания и народного творчества, за которыми будущее. (Кстати, а как говорят в вашей семье: «играть на компьютере» или «работать на компьютере»?) Все зависит от нравственного и социально-экономического здоровья общества, от характера рынка, спекулятивного или цивилизованного. А здоровье и характер у нас пока сами знаете, какие. Отсюда и результаты. Произошел отрыв элиты общества от рядовых его членов, столицы — от провинции, богатых — от бедных, пилотных школ — от массовых. Появление домашних компьютеров и компьютерных классов в школах не привело к качественному росту информационной культуры общества. Пока приоритетом пользуются олигархические и навороченные студии, безграмотные и алчные чиновники борются с зарождающимися мини-студиями познавательной и творческой направленности. И тем самым лишают Россию цивилизованных форм малого информационного бизнеса, — в том числе, в сферах делового воспитания, независимого образования, экологического порядка, нравственного развития, «самоварного мастерства», земского благоустройства и т.д. |
Семейная информатика по-русскиБездумное копирование западной цивилизации для России гибельно. «Что для немца хорошо, для русского смерть» — так нынче следовало бы переиначить известную русскую поговорку. Другое дело, использование западной техники и технологий. Оно оправданно, если служит укреплению Родины, как при Петре Великом или перед Великой Отечественной войной. Идея создания отечественной сети видеокомпьютерных Мастер-студий в условиях информационной войны и ползучей оккупации России хоть масштабом и помельче, но, по сути, из этого же ряда. А вот нынешние реалии. В любой администрации, от Кремля до самой глухоманной мэрии, каждый год ставят новые и новые компьютеры для выполнения рутинной работы, которую раньше более успешно выполняли с помощью пишущей машинки или амбарной книги. В результате, выросло делопроизводство, но само производство рушится, а дела идут все хуже и хуже. Это какая-то диверсия, растрата народных денег, времени и сил! В каком-нибудь Задрипанске пенсионеры и инвалиды вынуждены мотаться в жилконтору и собес за справками для электросети, в поликлинику и жилконтору за справками для собеса и т.д. И это называется народовластием и компьютеризацией? Зачем мучить людей, если можно обменяться базами данных? А не умеете, так передайте часть компьютеров для оснащения муниципальной студии, и с этим справятся даже школьники. Муниципальные и семейные Мастер-студии в виде триады "дом.школа + дом.мастерская + дом.офис" представляется наиболее эффективной ячейкой местного самоуправления и развития малого бизнеса с учетом климатических, географических, хозяйственных особенностей России. Первоочередная задача студии состоит в овладении авторскими средствами параллельно с разработкой разнообразной информационной продукции на предпрофессиональном уровне, в стиле видеокомпьютерного примитивизма. Самостоятельно разрабатывается все, что необходимо для общесемейных дел и для активного выхода во внешний мир, — поздравления, собственные сказки, инновационные проекты, персональные учебники, воспоминания, семейные архивы, конкурсные заявки, бизнес-планы, письма и т.п. Познавательные, созидательные, деловые, состязательные цели — приоритетны; развлечения — вторичны. Девиз студии: "делу - время, и потехе - час". Мастер-студия — это современная версия студий Платона и Аристотеля, гулявших, беседуя, в садах Академа и Ликейона, откуда и пошли академии и лицеи. Домашняя студия способна объединить не только детей, но и их старших членов семьи, ориентированных на деловую информатику, на освоение языков и престижных профессий, на видеокомпьютерное творчество и полезный досуг. Например, отец-бизнесмен привлекает своего наследника к работе в домашнем офисе; бабушка создает семейный архив с помощью внука, а тот параллельно с уроками создает web-страницу; дед пишет книгу или проект; студент готовится к диплому или к стажировке и т.д. Зарубежные и иногородние родственники, друзья, коллеги здесь могут рассчитывать не только на ночлег, пироги, экскурсии и живое общение, но и на возможность воплотить свои впечатления во всевозможных информационных продуктах — оформить путевые заметки, сделать печатную или электронную открытку, юбилейную мини-газету, слайд-шоу, видеофильм, web-страницу и др. |
Возродим союз поколенийАвральное строительство нового мирового порядка после 11 сентября 2001 года усилило спрос на семейную информатику как один из оплотов современной семьи. Более того, есть ниши, которые уже сейчас могли бы приносить доход, если расчистить завалы, окружающие их. Кто возьмется за это? В частности, некоторые русские иностранцы хотели бы приезжать к нам со своими детьми и внуками, дабы не просто промчаться по музеям, но самым непринужденным образом освоить и обменяться «самоварными» технологиями. Нужен Homestay («домашний постой», а по-русски «постоялый двор»), а еще лучше — семейная интернет-гостиница. Этот проект предлагался нами задолго до 300-летия Петербурга, но не получил поддержки. Он актуален и сейчас. В перспективе, всенародная сеть семейных Мастер-студий — это разумная альтернатива видеокомпьютерному балдежу, поп-разгулу, телезомбированию. Борьба с наркоманией и всевозможным развратом будет успешной, если её вести разумно и всенародно, а не только силами ведомства В.В.Черкесова. “Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства”. (А.С.Пушкин, Наброски статьи о русской истории.) При отсутствии общенародной идеологии (исключая навязываемую нам идеологию вседозволенности) общество и школа пустили дело воспитания подрастающих поколений на самотёк. Наша альтернатива: семейные мастер-студии должны стать поприщем семейного воспитания в семейном деле. Народ уже убедился, что ни реформаторы, ни орда чиновников, ни президент-батюшка не могут остановить катастрофу. Индивидуалист в поле не воин. Семья, род — вот последняя линия обороны, противостоящая наступлению кризиса, безработицы, голода, оккупации. Надеемся, Россия переживет безвременье и вырвется из западни, избавится-таки от безответственных властей и зарвавшихся олигархов. Становление народовластия позволит решать социально-экономические проблемы не ведомственно, а комплексно, синергетически. По нашему мнению, эту задачу можно выполнить, лишь опираясь на русскую семью как духовный и деловой союз разных поколений, на семейные Мастер-студии как всенародную основу малого бизнеса. Давайте дружить семейными студиями! |
С уважением, Никитин Владислав Васильевич Семейная Мастер-студия «ВидеоКОТ» |