Семейное образование

«С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования».

«Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении».

Закон РФ "Об образовании", ст. 10, 52

Мало кто знает, что семейное образование законодательно разрешено более десяти лет назад. Но порядок его организации и финансирования, насколько известно, всё ещё не урегулирован.

Тем не менее, с каждым годом «изшкольное» движение разрастается в связи с всё более низким качеством школ и опасениями относительности личной безопасности ребенка.

Это естественное следствие демократизации. Не надо забывать, что достижения русской школы были связаны с авторитарным строем государства и педагогики. Что же касается блистательного успеха советских физматшкол, оно было обеспечило престижем и финансированием науки и техники во время холодной войны. Всего этого теперь нет, — и массовая школа, лишённая дисциплинарных и карьерных рычагов воздействия на молодёжь, рушится, распадается до «молекулярного» и «атомного» уровней — частных и семейных школ.

А тут ещё появился Интернет, разрушающий классно-урочную систему, способствующий созданию семейных (и, думаю, кооперативных и корпоративных) школ.

Первопроходцы уже накопили изрядный опыт самоорганизации, преодоления внутренних и внутрисемейных преград. И преград внешних, прежде всего со стороны чиновников, директоров школ и даже учителей, которые либо просто не знают о семейной форме обучения, либо не одобряют ее, либо просто не хотят брать на себя ответственность.

Эти вопросы активно обсуждаются в приводимых ниже публикациях и в дискуссии на форуме forum.materinstvo.ru. К сожалению здесь, как и в обычной школе, преобладает феминистский подход к образованию. Участниками дискуссии и организаторами семейных школ выступают, в основном, неработающие матери. Значительно реже — стратегически мыслящие отцы. Очень редко — бабушки-учительницы. Практически никогда - деды.

В таком виде пирамида семейного образования, конечно же, неустойчива. Надо поставить её на твёрдую многовековую основу, задействовать интеллектуальный потенциал старших поколений. Увы, это невозможно, пока государство и общество, изживая рабство казарменного авторитаризма, пребывают в другой крайности — в самоупоении хамской вседозволенностью (в т.ч. монетизация и др. грабёж).

* * *

Решение проблем школы многие видят в отказе от школы как таковой

Огранка текста: © К.Петуховский, Т.Назарова. Без школьной скамьи. - «Жизнь Евразии», № 14 (2) июль-август 2004.

Современные родители всерьез и не без оснований обеспокоены качеством среднего образования и зачастую вынуждены как следует подумать, прежде чем отправить своего ребенка учиться в школу. Низкий уровень преподавания, чрезмерные нагрузки и вызванный ими стресс, поборы и "дедовщина", уравниловка, да и просто дурное влияние молодежной субкультуры, пышно расцветающей в школьных стенах, побуждают все большее число родителей искать альтернативные пути обучения своего ребенка. Дорогостоящие частные школы, лицеи и гимназии для одаренных детей зачастую или просто не доступны, или не способны решить всех проблем. В поисках достойной замены родители-энтузиасты обращаются к семейному образованию.

В двух словах, семейное образование — это когда родители сами обучают своих детей по школьной программе у себя дома, без помощи учителей.

По словам людей, посвятивших себя развитию семейного образования, на него решаются только те, для кого дети — самая большая жизненная ценность. Они убеждены, что карьера, невыплаты зарплаты отступают на задний план и меркнут по сравнению с важностью задачи воспитания ребенка. Во многих семьях есть мамы, папы, бабушки, дедушки, родственники, которые вполне способны освоить с ребенком школьную программу по всем предметам. Результаты исследований, полученные в США, показывают, что в среднем академическая успеваемость детей, получающих образование дома, выше, чем у детей из обычной школы. Они отличаются в лучшую сторону по многим параметрам.

Все, кто рассказывал нам о семейном образовании, утверждают, что, переходя на самостоятельное обучение ребенка, нужно помнить об ответственности. Не всем родителям это по силам. Марина Байкова говорит, что часто на семейное образование выводят детей из так называемых "групп риска". Это дети, которые имеют определенные сложности при обучении в школе: медлительные, неуравновешенные, неусидчивые, имеющие проблемы со здоровьем и т.д. С другой стороны, это дети с так называемым "опережающим развитием", которых не устраивают темпы школьной программы, дети, профессионально сориентированные. Таких детей в школах более половины.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ им. Ломоносова, считает, что эта форма образования является самой перспективной в мире. По его словам, нет ничего более естественного, когда мама и папа становятся учителями своих детей, не нанимая репетиторов. Как специалист по социологии семьи, профессор Антонов видит в этой форме образования еще и путь преодоления углубляющегося в российском обществе кризиса семьи, который вызван не столько экономическим отставанием, сколько падением престижа семейного образа жизни в глазах россиян.

Служа делу укрепления и сплочения семьи, семейное образование позволяет родителям передать своим детям весь накопленный ими опыт, весь духовный багаж, без которого нельзя стать настоящим человеком. Семейное образование объединяет родителей и детей, делает семью менее подверженной разводу. Члены такой семьи не просто вместе чистят зубы — они вместе работают, учатся и развлекаются. В такой семье в гораздо большей степени обеспечивается преемственность поколений и дети лучше защищены от негативного влияния извне.

* * *

Выдержки из дискуссии

Огранка текстов:
© Форум «Семейное образование»
© А.И.Любжин. “Так живет весь цивилизованный мир…” — Русский переплет
© Елена Шарова. Прогульщики в законе. — Образовательный портал «Обучение.Ру», № 7 октябрь 2002
    Причины, по которым родители обычно решаются на такой ответственный шаг — обучать детей дома:
  •   1. Интеллектуальная или творческая одарённость ребёнка.
  •   2. Эмоционально-волевые проблемы.
  •   3. Медлительность и некоторые случаи задержки психического развития.
  •   4. Опасения по поводу морально-нравственной атмосферы школы.
  •   5. Ранняя готовность к школе.
  •   6. Недовольство школой как таковой.
  •   7. Отсутствие школы в пределах разумной досягаемости.

Советы бывалого. Руководитель центра семейного образования "Диалог" Татьяна Сорокина: "Чтобы добиться положенного по закону и избежать конфликтов со школьной администрацией, надо запастись всеми необходимыми документами: "Законом об образовании", подзаконными актами, типовым текстом договора. Кроме этого, желательно узнать телефон соответствующего отдела в управлении образования. Если во время разговора вы будете демонстрировать спокойную осведомленность по все возникающим вопросам, никто не сможет вам отказать".

* * *

Разгрузка образовательного ядра окажется губительной для любой системы, а не только нашей, поскольку никто и никогда не придумал способа заставлять людей в массовом порядке делать то, что делать не обязательно.

Современный “джентльменский набор” из экономики, права, ОБЖ и тому подобной мишуры не способен обеспечить личностный рост — именно в силу своей нефундаментальности, невозможности выстроить систему достаточно сложных и красивых задач.

Кстати, вы знаете, о чем сейчас общаются дети в школах? Очень познавательно и печально...

А еще у него напрочь "отбили" способность думать самостоятельно. Сначала родительское "нельзя", потом детсадовкое "надо", школьное "мы учились, и ты учись" и, наконец, вузовское "без бумажки ты букашка"...

Давайте вещи называть своими именами. Диплом нужен только как пропуск на РАБоту. Чем круче заведение, продавшее этот пропуск, тем выше вероятность устроиться на престижную, высокооплачиваемую РАБоту. Так?

Все дети — лингвистические гении. Человеческий мозг развивается быстрее всего до трехлетнего возраста. В течение первого года жизни мозг растет с 375 г. при рождении до 925 г. Именно в этот период дети впитывают все вокруг себя, словно губка. Они всему учатся играючи, без особых усилий, быстро и легко осваивают даже то, что взрослым удается одолеть со скоростью улитки. Язык в этом не исключение.

* * *

О преобразованиях графа С. С. Уварова — министра просвещения 1833–1849 годов. Постепенно в гимназию возвращается изгнанная Екатериной и Александром розга, этот символ серьезной учебы; наряду с широким применением заграничных стажировок талантливой в научном отношении молодежи это создает великолепный расцвет наук и искусства — эпоха Николая I останется для нас навек непревзойденной.

* * *

    Вот что дает семейное образование:
  •   Щадящий режим, атмосфера благожелательности.
  •   Индивидуальный темп освоения школьной программы.
  •   Получение навыков самостоятельной работы.
  •   Освобождение времени на внешкольные увлечения.
  •   Исключение самой ситуации сравнения с другими детьми: у каждого своя учебная траектория.

  Домашняя школа не сможет стать достойной заменой феминизированной школы, если не решит двух проблем: во-первых, необходим (особенно для мальчиков!) Семейный Наставник как организатор домашнего воспитания в стиле «суровой элитарности»; во-вторых, необходимо участие ученика (особенно подростка!), наряду с учёбой, в реальном деле — например, в работе комплекса «школа-офис-студия». А вы как думаете?

Return

© ноябрь 2006, Владислав Вас. Никитин, Семейная студия «ВидеоКОТ»

Hosted by uCoz