В 1990-х годах активные американцы бились за весомый образовательный ваучер и за возможность пристроить его дома, в домашней школе. Шла дискуссия «Why not homeschool?» - и я тоже ввязался в неё. В результате завязалась переписка, наметились встречные поездки в связи с нашим проектом «Сказочная видеоинформатика».

В то время мы тоже хотели создать домашнюю школу, но дело упёрлось в отсутствие хотя бы маленькой квартирки для нас и для школы. Половину стоимости квартиры, а также стартовое оборудование, нам выделил Международный фонд «Культурная инициатива», а другую половину рекомендовал испросить у администрации Собчака-Яковлева. Но не тут-то было! Чиновники и бандиты набросились на гранты, и нам пришлось бежать из Ленинграда на Рязанщину. Купили заброшенную усадьбу в деревне Демушкино, где в 1980-х годах создавался Центр семейных детских домов, растащенный затем вместе с советской властью. Начали обживать усадьбу, установили компьютер, — и тут грянул дефолт 1998 года! Естественно, всё пошло насмарку. Еле выжили…

Вот такие были времена. В память о них я опубликовал на старом сайте страничку «В гости к семейным студиям и домашним школам», где привёл выдержки из дискуссии и переписки, — и, думалось, закрыл для себя эту тему. Однако, не вышло.

За прошедшие годы лёд тронулся не только в США (см. ниже), но и в России. Задачи организации домашних школ и домашнего учительства начали мало-помалу решаться. И, естественно, на первое место снова выдвинулись две проблемы:

  •   Наряду с вечно занятым отцом, ни в коей мере не заменяемым ни любящей мамашей, ни доброй бабушкой, нужен (особенно для мальчиков!) Семейный Наставник — глава рода, крестный отец и/или другой организатор домашнего воспитания в стиле «суровой элитарности».
  •   Необходимо, наряду с учёбой, участие ученика (особенно подростка!) в реальном деле — в работе комплекса «школа-офис-студия».

Домашние школы не смогут стать достойной заменой феминизированных школ, если не решат этих проблем. Исходные тексты на эту тему написаны давно, но их актуальность всё возрастает. Поэтому я лишь дополнил их новыми страницами (см. ссылки).

Кроме того, сильная дифференциация общества ставит вопрос о дифференциации образования: чему и как учить наследников разных социальных слоёв. Прямо скажем, большинство родителей не задумывается над этим вопросом, поэтому школьная система зачастую втюхивает их потомкам всякую ерунду.

Хотелось бы создать экспериментальную площадку для развития проекта «Три кита информационной культуры», не нарушающего принцип социальной справедливости и не ущемляющего конституционные права молодёжи. Но для реализации такого проекта опять же нужен Фонд или хотя бы Ассоциация Защиты Домашних Школ типа Home School Legal Defense Association.

Будем ожидать их появления, варясь пока в «семейном котле». …

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Hosted by uCoz