Детские болезни домашней информатики* Игра игре рознь * Жизнь и игра * Рецепт: не балдеть! * Профилактика компьютерного балдежа * Лечебно-педагогический цикл * Информатика и биология: что общего? * Делу - время, и потехе - час * Смена лидера * Варьирование процедур * §5. Лечебно-педагогический циклПредлагаемая схема восхождения Подмастерья к видеокомпьютерному мастерству состоит из трех этапов: направляемое познание, интерактивное сотрудничество, творческая работа. На первом этапе Мастер, выяснив зону познавательной инициативы Подмастерья, руководит им в путешествии по массивам предметной, процедурной и концептуальной информации в форме видеокурсов, учебно-игровых программ, традиционных учебников, справочников, энциклопедий и т.п. Понимание, усвоение, осознание информации происходит в индивидуальном темпе Подмастерья, в соответствии с его способностями и мотивацией. При этом функции контроля и предъявления новой визуальной, вербальной и знаковой информации выполняет Мастер с помощью обучающих систем при надлежащей их разработке. Важнейшее условие - мотивация познания и творчества, наличие внутренних и/или внешних стимулов. Подмастерье должен быть ориентирован на освоение интеллектуальных ценностей (иностранных языков, школьных предметов, практических навыков и т.п.), а не только на компьютерные развлечения. Тогда он переходит на второй этап, где совместно с Мастером разрабатывает конкретные проекты в выбранной предметной области. На втором этапе используются разнообразные инструменты - от фломастера до авторских сред со всем спектром мультимедиа (текст, графика, звук, видео, анимация), но без особых изысков, дабы разработка "примочек" не тормозила достижение цели. Успех достижим лишь при интеллектуальном резонансе Мастера и Подмастерья. В совместном труде Мастер как бы "ставит руку" своему Подмастерью, и тот на практике осваивает искусство Мастера - алгоритмы интеллектуального производства, методы создания и дизайна информационных продуктов, способы придания им товарного вида. На третьем этапе образовательная инициатива вновь переходит к Подмастерью. На основе учебного материала он стремится самостоятельно создать реальный продукт, а не его имитацию. Мастер отходит в тень, становится катализатором инновационного процесса. Падает профессионализм и целенаправленность обучения, снижается темп выпуска учебной и творческой продукции. Но от этого, как ни парадоксально, результативность обучения только возрастает. Ибо именно в самостоятельной работе Ученик переходит на новый, более высокий интеллектуальный уровень. Замысел не всегда удается полностью реализовать из-за ограниченных ресурсов времени и объема базовых знаний. Но уже созрела новая цель разработки, и достигнут более высокий уровень ее исполнения. И тогда цикл повторяется: предъявление новой информации и ее восприятие, затем интерактивное обучение, и снова - самостоятельная работа… |
Давайте совместим приятное с полезным прогулки по Петербургу и окрестностям с обучением информационному искусству. Семейная студия «ВидеоКОТ»: Консультирование, Образование, Творчество |